Подсчет
расхода топлива дело весьма условное. В силу большинства
факторов ( разброс параметров при изготовлении узлов системы
топливоподачи, загрязнения или неисправность топливной рампы и
форсунок, и.т.п.) подсчет расхода должен подстраиваться
под конкретный автомобиль. В бортовых компьютерах используется
два основных алгоритма подсчета-прямой и обратный. Прямой
подсчет осуществляется простым периодическим суммированием
мгновенных значений расхода топлива в граммах в секунду. Таким
образом если емкость полного бака составляет 43 л. и счетчик
расхода будет обнулен при полном баке, то при показании счетчика
38л будет означать, что не плохо бы заправиться- бак почти
пустой (осталось 5л.). Однако для нормальной, безопасной работы
бензонасоса рекомендуется всегда оставлять в баке не менее 10
литров топлива. Обратный отсчет осуществляется простым
периодическим вычитанием мгновенного расхода топлива в граммах в
секунду из ранее предварительно введенного значения
залитого количества в литрах. Применение обратного
подсчета оправдано при использовании в схемотехнике БК
обратной связи по датчику уровня топлива, но при этом необходима
обязательная тарировка. Данная процедура предназначена для
"обучения" БК показаниям датчика уровня топлива
конкретного автомобиля. и подробно описывается в инструкциях
конкретных БК. На практике же мало кто к этому прибегает и
функция подсчета расхода топлива работает некорректно. Если же
алгоритм обратного подсчета используется на БК без обратной
связи то для пользователя необходимо каждый раз заправляя
автомобиль вводить количество залитых литров, что тоже , на наш
взгляд, усложняет пользование прибором. Именно поэтому в силу
выше изложенных причин во всех наших БК используется алгоритм
прямого подсчета.
Точность подсчета расхода топлива отрабатывалась на личном
автомобиле разработчика (Ваз 2114 8кл М1V03H25).
Методика заключается в следующем: 1.) Необходимо заправить
автомобиль до полного бака. 2.) Отъездить по показаниям БК 20-30
литров. 3.) Вернуться на туже заправку, тот же пистолет и снова
заправиться до полного. 4.) Сравнить показания колонки и БК, в
идеале они должны быть равны +- 0.5л. Если расхождения в
показаниях БК относительно колонки в меньшую сторону то
необходимо ввести поправочный коэфф. более 100% (от 101%
до 110%) 1% на 0.5 л. расхождения в показаниях, если в большую
то ввести поправку менее 100%(от 99% до 90%). Используя эту
методику на практике был получен следующий результат.
При поездке из Тулы в
Москву автомобиль был заправлен утром под завязку на престижном
автозаправочном комплексе Лукоил одновременно с этим был скинут
в ноль счетчик расхода и суточный пробег (коэфф. коррекции на
вскидку был поставлен 104%). Вечером по возращению в Тулу
показания пробега составляло 417 км, счетчик расхода показывал
30.7 л. На той же колонке, том же пистолете авто снова было
заправлено до полного бака. Показания колонки составило 31.25 л.
Это означает, что возможная погрешность подсчета составила всего
3%, к тому же несложным арифметическим действием мы можем с
высокой точностью (опираясь на показания счетчика расхода)
всегда(если одновременно обнулять суточный пробег с счетчиком
расхода перед началом поездки) вычислять средний расход л/100
км. за всю поездку, в данном случае- 7,5 л. |